Арктика – территория диверсификации

Россия подала в ООН официальную заявку на присоединение к своей территории примерно 700 000 квадратных километров в Севером Ледовитом океане. «Дополнениями охватываются морские пространства в Северном Ледовитом океане в районе хребтов Гаккеля, Альфа и Ломоносова, поднятия Менделеева, а также котловин Нансена, Амундсена и Макарова», - говорится в заявлении МИД России.

Следите за новостями «Новый оборонный заказ. Стратегии» в Google News, будьте в курсе событий!

Заявка сделана в соответствии с конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, позволяющей государствам претендовать на прилегающий к их границам шельф. Для того, чтобы Россия получила неограниченный доступ ко всем ресурсам материковой отмели, необходимо соглашение со всеми странами, граничащим с шельфом. Пока договоренности достигнуты с Норвегией и США, но не с Канадой и Данией. Во многом подтверждением прав России на шельф могут стать результаты геологоразведки – точного определения структуры отмели.

Сегодня Арктика обретает стратегическое значение. Северный морской путь становится важнейшей торговой артерией мира, причина этого и в изменении климата, и в усложнении политической ситуации. Другое достоинство региона – запасы углеводородов в море Лаптевых, по оценкам «Росгеологии», они сравнимы с мощнейшими осадочными чехлами Западной Сибири, и их потенциала хватит на открытие нескольких месторождений газа и нефти.

Обретение территорий на шельфе открывает огромное поле для применения технического и промышленного потенциала российских компаний. Представители власти, бизнеса и госкорпораций утверждают, что освоение Арктики может стать важным направлением диверсификации.

Заместитель директора департамента ОПК Минпромторга России Александр Згруев напоминает, что диферсификация начинается не с нуля, в ее основе мегапроекты, в первую очередь связанные с развитием арктического региона.

«Речь идет о прокладке Севморпути, строительстве ледокольного флота и вспомогательных судов, создании вертолетной техники. Все это задачи, поставленные государством. Другое направление развития я бы назвал государственно-корпоративным. Хороший пример: работа, которую мы проводили с Минэнерго, в том числе замена иностранного оборудования для геологоразведки и освоения шельфа», - объясняет Александр Згруев.

«У нас уже есть огромный успешный проект «Ямал СПГ». Сейчас в этом же логическом ряду стоят не менее масштабные планы: «Арктика СПГ-2», «Восток Ойл» - это все мегапроекты, которые немыслимы без масштабных мер господдержки», - констатирует Заместитель генерального директора по стратегии, программно-проектному управлению и организационному развитию АО «Объединенная двигательная корпорация» Михаил Ремизов.

При этом он называет несправедливым и нерачительным подход, который оставляет без поддержки смежные отрасли, не выстраивает в единую систему всю работу по освоению Арктики.

«С точки зрения развития машиностроения мы не должны упустить поезд, который отходит с перрона арктических мегапроектов», - утверждает Михаил Ремизов.

Партнеры