Морская авиация различных стран несет противолодочную, патрульную и поисково-спасательную службу. В России к этому добавляется борьба с надводными и сухопутными силами и средствами противника, противовоздушная оборона корабельных группировок, удаленных российских территорий.
Ни один флот в мире не обладает подобной комбинацией самолетов, вертолетов и БПЛА и не решает такие задачи. Исторически сложилось, что оборона дальних рубежей нашей страны – Кольского полуострова, Камчатки, Калининградской области – лежит на ВМФ.
Авиационный состав и перспективы его обновления
Морскую авиацию (МА) можно условно разделить на следующие группы:
- истребительная, в том числе корабельная;
- морская штурмовая;
- противолодочная;
- гидроавиация;
- вертолеты;
- транспортная и специального назначения;
- беспилотные летательные аппараты.
Ранее этот список дополняли еще «ракетоносная» и «дальняя разведывательная». Как указано, морская авиация, помимо самолетов, имеет на вооружении вертолеты различных типов и беспилотные летательные аппараты.
В составе современного Военно-Морского флота России – корабли, оснащенные высокоточным оружием, стратегические подводные крейсеры и многоцелевые подводные лодки, новейшие самолеты и другие летательные аппараты, уникальные образцы вооружения и спецтехники
Владимир Путин, президент России (на Главном параде ВМФ в Санкт-Петербурге 26 июля 2020 г.)
Если в Воздушно-космических силах России основной упор сделан на внедрение новых типов техники, то в морской авиации – на программы модернизации существующих летательных аппаратов. Это связано со спецификой МА, наличием в ее составе противолодочной авиации и корабельных вертолетов, которые были созданы еще в Советском Союзе. Разработка их современных аналогов только ведется. Но появление новых видов российского оружия, в том числе БПЛА, с большой вероятностью обеспечит скорое и качественное обновление российской морской авиации.
Истребительная авиация
В ее состав входят корабельная истребительная авиация и авиация ПВО.
Корабельная истребительная авиация включает два авиаполка (100-й и 279-й), которые базируются в Североморске. 279-й полк состоит из 18 истребителей Су-33[1]. Они строились с 1989 по 1994 год. В 2016 году 10 или 12 самолетов были модернизированы с установкой системы СВП-24 «Гефест». Это позволило использовать истребители для нанесения ударов по наземным и надводным целям. Сейчас проходит второй этап модернизации Су-33, после которого у самолета будет увеличена мощность двигателя и улучшены системы обнаружения воздушных и морских целей. В результате Су-33 станет по-настоящему многоцелевым истребителем.
На вооружении 100-го полка находятся истребители Миг-29КР. Этот самолет был построен на основе созданного для ВМС Индии истребителя Миг-29. ВМФ России заказал для себя партию из 20 самолетов Миг-29КР и четырех Миг-29КУБР в 2013 году. Миг-29КУБР – это двухместный вариант истребителя Миг-29КР, предназначенный для подготовки летного состава.
Двухместный вариант истребителя Су-33 так и не был создан, поэтому для подготовки пилотов в состав 100-го полка входят несколько самолетов Су-27УБ, Су-25УТГ и пара штурмовиков Су-30СМ.
Задачи ПВО Калининградского полуэксклава решает 689-й истребительный авиаполк, базирующийся в Чкаловске. В состав полка входит порядка двух десятков истребителей Су-27 и несколько Су-27УБ. Стоит отметить, что в составе ВКС практически не осталось истребителей Су-27. В ближайшей перспективе они будут заменены на многоцелевые самолеты Су-30СМ.
Противовоздушная оборона арктических регионов России возложена на смешанные 98-й и 317-й авиаполки, места их базирования – в Мончегорске (на Кольском полуострове) и в Елизово (на Камчатке). Всего есть три эскадрильи истребителей Миг-31. Эти воздушные корабли проходят модернизацию в варианты Миг-31БМ или Миг-31БСМ. В результате самолеты получают новейшие навигационные системы, способные решать задачи в Арктике, происходит обновление авионики и прочих систем, на вооружение поступают новые ракеты «воздух-воздух». С большой вероятностью, на Камчатке появится еще одна эскадрилья модернизированных подобных образом истребителей.
Принятие на вооружение гиперзвукового авиационного ракетного комплекса «Кинжал» позволит возродить морскую ракетоносную авиацию. В ближайшие годы ожидается развертывание двух эскадрилий из самолетов Миг-31К – носителей «Кинжала». Подразделения разместятся на Кольском полуострове и на Камчатском полуострове и смогут наносить удары по корабельным группировкам вероятного противника в широком радиусе действия.
Морская штурмовая авиация
На вооружении 4-го полка в Чкаловске, 43-го в Саках (Крым) и 98-го в Мончегорске находится около четырех десятков морских штурмовиков СУ-24М и разведчиков Су-24МР. В МА самолеты типов Су-24М и Су-30 называются морскими штурмовиками. Ряд самолетов из состава Балтийского и Черноморских флотов модернизированы с установкой системы управления СВП-24 «Гефест».
Со временем командование планирует отказаться от этих машин и полностью перейти на штурмовик Су-30СМ, а также Су-30СМ2. В 2012 году для морской авиации были заказаны 28 самолетов Су-30СМ. В 2015–2016 годах эскадрилья, вооруженная этими штурмовиками, вошла в состав 43-го полка в Крыму. В 2016 году в распоряжении Северного флота оказались два самолета Су-30СМ. В 2016–2020 годах эскадрилью штурмовиков Су-30СМ получил Балтийский флот. Всего на вооружении МА находится порядка 26 самолетов Су-30СМ.
Мы сейчас обладаем группировками, которые по количественному составу считаем оптимальными. Поэтому обновление происходит не столько за счет увеличения количества техники, как за счет модернизации. В результате самолеты становятся многофункциональными, позволяют в комплексе выполнять и противолодочные, и истребительные задачи, и задачи боевого дежурства, тем самым повышая возможности морской авиации
Генерал-майор Игорь Кожин, бывший начальник морской авиации ВМФ
В 2020 году был подписан контракт на очередную партию из 21 самолета Су-30СМ-2 для морской авиации. Штурмовики Су-30СМ-2 – это вариант СМ-30СМ с двигателями и радаром, которые установлены на истребителе Су-35С. Эти самолеты пойдут, в частности, на перевооружение 689-го полка. В дальнейшем МА может получить партию штурмовиков Су-30СМ из наличия ВКС. На вооружение самолетов Су-30СМ поступит ракета Х-32. Известно, что летчики очень хорошо отзываются о Су-30СМ.
Противолодочная авиация
Противолодочная авиация представлена самолетами Ту-142Мк и Ту-142МЗ, Ил-38Н и Ил-38, а также гидросамолетами Бе-12.
До 2014 года основная часть Черноморского флота базировалась на территории другого государства. Решения по замене или обновлению оружия и военной техники требовали согласования с Украиной, поэтому в составе флота присутствовала внушительная доля кораблей и самолетов устаревших видов. В состав 318-го смешанного авиаполка в Каче входит порядка семи гидросамолетов Бе-12. В 2012–2015 годах они были капитально отремонтированы на ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» в Таганроге. Есть планы по модернизации Бе-12 с обновлением поисково-прицельной и других систем, при этом из-за состояния корпуса посадка на воду и взлет с воды для этих самолетов запрещены.
Для проведения противолодочных и патрульных операций в океанской зоне МА располагает примерно полутора десятками самолетов Ту-142МК и Ту-142МЗ в эскадрильях, базирующихся в Кипелово вблизи Вологды и в Каменном Ручье рядом с городом Советская Гавань.
Самолеты Ту-142М регулярно проходят в ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» модернизацию, она предполагает обновление радиоэлектронного вооружения. Меняется и электронная начинка самолета, в частности, на него устанавливают комплекс СВП-24 «Гефест». Эта система повышает эффективность использования противолодочных торпед, глубинных и обычных авиационных бомб. С помощью СВП-24 самолет может расставлять в море гидроакустические буи, необходимые для поиска подводных лодок противника. Прицельный комплекс позволяет получать целеуказания от вертолетов, самолетов и кораблей, работающих совместно с Ту-142М, и затем применять оружие.
Также в состав морской авиации входит около трех десятков противолодочных самолетов морской зоны Ил-38 и Ил-38Н «Новелла» в составе эскадрилий: 403-й в Североморске, 289-й в Приморском крае и 317-й в Елизово.
«Новелла» – это название поисково-прицельного комплекса, установленного на самолете Ил-38 после его модернизации. Изначально проект был разработан для иностранных заказчиков. ВМС Индии купили пять таких самолетов в Советском Союзе. В 2000-х годах они были модернизированы в вариант Ил-38SD (Sea Dragon). В дальнейшем поисково-противолодочную систему Sea Dragon переработали в систему «Новелла». С 2012 по 2016 год морская авиация получила восемь модернизированных самолетов. Командование МА неоднократно сообщало о планах усовершенствования всего авиапарка Ил-38 до Ил-38Н, но после поставки восьмого самолета программа была остановлена. В декабре 2018 года генерал-майор Игорь Кожин, бывший тогда командующим МА, сообщил, что модернизация комплекса продолжается.
В ближайших планах развития морской авиации – работы по координации действий самолетов типа Ил-38 и Ту-142 с беспилотными летательными аппаратами, а также с безэкипажными надводными кораблями. Решение этой задачи позволит эффективнее проводить патрульные и противолодочные операции на морских и океанских просторах.
Однако никакая модернизация не отменяет потребности в новом проекте, способном заменить противолодочные самолеты советского времени. К сожалению, задача оказывается слишком дорогой, с учетом того, что стране нужно всего 30–50 таких машин. В августе 2019 года Министерство обороны РФ обратилось к разработчикам авиационной техники за предложениями по созданию самолета на замену Ил-38 и Ту-142. Поскольку современные противолодочные самолеты строятся на основе пассажирских авиалайнеров, конструкторы с большой вероятностью выберут Ту-204, Ил-114 или МС-21.
Гидроавиация
Это направление развития морской авиации остается по-прежнему перспективным.
С 2020 года в состав морской авиации вошли три самолета Бе-200, построенные в Таганроге на ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева». Командование МА заказало вариант амфибии без функции пожаротушения. Этот самолет может принимать участие в поисково-спасательных, транспортных и специальных работах.
Первый Бе-200 вошел в состав 859-го центра в Ейске. Относительно существования новых контрактов на заказ таких самолетов информации пока нет.
Вертолеты
В морской авиации используются разные версии вертолетов корабельного базирования марки «Камов»: противолодочные Ка-27, поисково-спасательные Ка-27ПС, десантно-штурмовые Ка-29 и вертолеты радиолокационного дозора Ка-31; а также специальные модификации на базе Ка-27. Всего на вооружении 8-й эскадрильи находится порядка 70–80 вертолетов марки «Ка».
С 2013 года и до сих пор ведется модернизация вертолетов Ка-27ПЛ до варианта Ка-27М. Уже усовершенствованы 22 вертолета на КумАПП в Кумертау. К 2020 году планировали модернизировать порядка 46–50 вертолетов, однако после 2019 года сообщений о принятии на вооружение новых Ка-27М не поступало. Модернизированный Ка-27М получает новый комплекс бортовой радиоэлектроники и авионики. Возможности вертолета по поиску и поражению подводных лодок существенно возросли.
Большим достижением стало возвращение в строй Ка-29. Десантно-штурмовой вертолет, способный переносить на борту до 15 морских пехотинцев и поддерживать их огнем, был разработан на базе Ка-27. В советское время построили порядка 50 таких вертолетов. После распада СССР они были поставлены на хранение, все, кроме двух специальных машин. Но в 2012 году началась программа возрождения Ка-29 для вооружения строящихся во Франции десантно-вертолетных кораблей-доков типа «Мистраль». Сейчас в составе МА порядка 20–25 таких вертолетов. Они предназначены для патрулирования морских берегов Арктики, а в дальнейшем Ка-29 пойдут на вооружение строящихся в Керчи универсальных десантных кораблей «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко».
В составе 318-го смешанного полка в Каче есть два вертолета радиолокационного дозора и управления Ка-31Р. Они созданы на основе экспортного варианта радиолокационного дозора Ка-31. Более двух десятков таких вертолетов поставлено в ВМС Китая и Индии.
Для транспортных целей и парашютной подготовки частей морской пехоты имеется порядка 10 вертолетов Ми-8 разных версий, в частности, четыре вертолета Ми-8МТШ служат на Камчатке.
На вооружении вертолетного полка в Калининградской области состоит эскадрилья боевых Ми-24В. Сейчас рассматривается вопрос их замены на вертолеты типов Ка-52 или Ми-28.
Перспективным обновлением вертолетного компонента МА считается Ка-65 «Минога», его производит холдинг «Вертолеты России» (входит в Госкорпорацию «Ростех»). Первые полеты Ка-65 ожидаются в 2025–2026 годах. Сам вертолет создается по модульной схеме, это позволяет легко получать необходимую его конфигурацию. Контракт на ОКР по созданию вертолета «Минога» был подписан в ходе форума «Армия-2020». Будет разработан и арктический вариант вертолета, рассчитанный на сверхнизкие температуры.
Еще одно перспективное направление – создание ударного вертолета корабельного базирования Ка-52К «Катран». Разработка корабельной модификации вертолета началась в 2012 году. Планировалось вооружить этими боевыми вертолетами строящиеся во Франции десантно-вертолетные корабли-доки типа «Мистраль». Контракт заключили на строительство 32 вертолетов. Из-за проблем с французской стороной строительство Ка-52К пришлось приостановить, но разработка продолжилась. Сейчас построено четыре таких вертолета. Помимо обычных для Ка-52 видов оружия, Ка-52К может применять и противокорабельные ракеты Х-31 и Х-35, а также ПКРК «Гермес». Вертолет рассчитан на палубы авианосца «Адмирал Кузнецов», строящихся десантных кораблей проектов 22390 и 11711, а также патрульных кораблей проекта 22160. В ноябре 2016 – январе 2017 года два вертолета Ка-52К прошли обкатку в экспедиции авианосца «Адмирал Кузнецов» к берегам Сирии. В настоящее время происходит отработка модернизированного вертолета Ка-52М и создание корабельного модернизированного варианта Ка-52КМ.
Транспортные и специального назначения самолеты и вертолеты
Для перевозок личного состава и грузов, для проведения поисково-спасательных и десантных операций морская авиация располагает несколькими самолетами Ан-12 разных модификаций; двадцатью пятью Ан-26 и шестью Ан-72. Помимо транспортных самолетов марки «Ан», в составе МА есть и самолеты марки «Ту»: порядка семи Ту-134А и Ту-134УБЛ, два Ту-154М и один Ил-62М. Для перевозок применяются и несколько Ил-18. Стоит отметить, что в гражданской авиации России эти марки уже не используются.
Обновляются морская авиация и береговые войска, совершенствуется инфраструктура военно-морских баз… Наш Военно-Морской флот уверенно обеспечивает безопасность страны, ее национальные интересы, и способен дать достойный отпор любому агрессору. Гарантия этому – уникальные образцы вооружения
Владимир Путин, президент России (на Главном параде ВМФ в Санкт-Петербурге 28 июля 2019 г.)
С 2013 года МА получила четыре новых транспортных самолета Ан-140. Планировалось большее их число, но после разрыва военно-технических связей с Украиной в 2014 году программа строительства была остановлена.
Для функционирования резервной связи и управления с участием атомных подводных лодок МА располагает десятью самолетами Ту-142МР «Орел».
В составе 403-го полка есть уникальный Ил-20РТ, предназначенный для получения телеметрии с крылатых и баллистических ракет при их испытаниях. У командующих Северным и Тихоокеанским флотами в распоряжении находятся воздушные командные пункты Ил-22.
Для подготовки летного состава в Ейске в составе 190-го учебного смешанного авиаполка 859-го центра боевого применения и переобучения личного состава имеется порядка десяти самолетов Л-39.
В настоящее время реализуется заключенный в 2020 году контракт на покупку для ВМФ 20 самолетов Як-130. Они будут поставлены до 2027 года, войдут в состав 859-го центра и будут использоваться для подготовки и переподготовки летного состава морской авиации. Также самолеты Як-130 могут применяться в качестве легких штурмовиков.
Беспилотные летательные аппараты
В составе Северного флота вблизи Североморска расположен полк беспилотных летательных аппаратов «Орлан-10» и «Форпост». Это единственное подобное формирование Вооруженных сил России. Но в составе других флотских объединений также имеются эскадрильи с беспилотниками на вооружении.
Для морской авиации идет разработка широкого спектра беспилотных летательных аппаратов различного назначения. В ближайшей перспективе на вооружение должны поступить беспилотники «Альтиус» и «Орион».
«Альтиус» – один из крупнейших БПЛА российской разработки. Он может патрулировать морские территории в течение двух дней на высоте до 12 тыс. м с крейсерской скоростью 150–250 км/ч и радиусом полета около 10 тыс. км.
«Альтиус» планируется в двух вариантах: разведывательный и ударный. Разведывательный будет оснащен радиолокатором и оптико-прицельной системой, ударный вариант БПЛА сможет нести противокорабельные ракеты и другие виды вооружения. Перспективным признано создание самолетно-беспилотных систем такого вида: группа БПЛА «Альтиус» ведет разведку, ставит буи, передает информацию противолодочному самолету. Тот, в свою очередь, дает приказ беспилотнику «Охотник» сбрасывать противолодочную ракету.
Беспилотная авиация – это новая эпоха в современной истории морской авиации. Она необходима для выполнения задач без участия летного состава. Например, с беспилотника можно эффективно вести разведку, наблюдение, контроль, можно доставлять [беспилотником] различные грузы. Здесь применение беспилотных летательных аппаратов рационально. Это направление надо развивать, так как с помощью этой техники можно выполнять поставленные задачи различной сложности
Генерал-майор Игорь Кожин, бывший начальник морской авиации ВМФ
Принятие на вооружение БПЛА «Альтиус» станет шагом к возрождению легендарной дальней разведывательной авиации – уже на новом технологическом уровне.
В качестве авиационного вооружения для строящихся в Керчи универсальных десантных кораблей проекта 23900 «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко» поступят и БПЛА корабельного базирования, но об их характеристиках пока нет данных.
В перспективе планируется разработать корабельный самолет радиолокационного наблюдения и обнаружения, а также авиационный корабельный самолет на базе истребителя Су-57. Не исключено и возрождение программы корабельного истребителя вертикального или укороченного взлета и посадки на базе самолета Як-141.
К концу 2020-х годов морская авиация пополнится новыми корабельными вертолетами, а также патрульными самолетами и поисково-спасательными вертолетами амфибийного класса.
Автор - Дмитрий Болтенков
©«Новый оборонный заказ. Стратегии»
№ 3 (68), 2021 г., Санкт-Петербург
[1] Количество самолетов и вертолетов представлено согласно справочнику Military Balance 2021.